Существует несколько причин, почему глохнет бензопила. Проблема может скрываться как в грязном фильтре, так и в банальном недостатке топлива. Рассмотрим все возможные проблемы, с которыми может столкнуться владелец цепной пилы с бензиновом двигателем.
Любой инструмент требует бережного отношения, а также своевременного обслуживания. Это касается даже обычной тяпки, которую важно очищать после каждого использования, а также правильно затачивать и хранить подальше от влажных условий, чтобы избежать коррозии. Что уж говорить о более сложном и дорогом садовом инвентаре.
Вообще, бензопила считается простым и беспроблемным инструментом, который работает годами при правильном обслуживании. Но иногда даже она дает сбой — чаще всего это проявляется в том, что бензопила заводится и глохнет. В народе эту проблему называют «захлебыванием». Как правило, она решается настройкой карбюратора, однако нельзя исключать и другие неисправности, которые могут стать причиной странного поведения пилы.
Мы попросили профильного специалиста рассказать, с какими неисправностями может столкнуться владелец бензинового инструмента, а также как их можно исправить в домашних условиях. Теперь делимся этими рекомендациями с вами. Начнем с самых простых, а затем перейдем к более сложным.
Цепные пилы и большинство других садовых инструментов, которые работают на бензиновом двухтактном ДВС, нужно заправлять не чистым горючим, а специальной смесью. Она готовится из топлива и масла в специальном соотношении. Узнать пропорции для смешивания бензина и масла можно в инструкции по эксплуатации к пиле, но обычно там указывают универсальный «рецепт» — на 1 литр бензина требуется 50 мл двухтактного масла.
Без этого использовать пилу ни в коем случае нельзя, так как ее внутренние компоненты перестанут смазываться во время работы, что сразу приведет к выходу из строя. Так что это может быть одной из причин выхода устройства из строя.
Возможно, причина совсем банальна — закончился бензин в баке. Проверьте уровень топлива и добавьте при необходимости. Перед запуском нужно будет прокачать топливную систему с помощью кнопки подкачки на карбюраторе, если такая есть.
Для правильной работы двигателя требуется не только топливо, но и кислород, без которого бензин не будет воспламеняться в камере сгорания. Если пила используется продолжительное время и еще ни разу не проходила обслуживание, велика вероятность, что причиной плохой работы двигателя может быть забитый воздушный фильтр.
Фильтрующий элемент может быть загрязнен стружками, опилками и маслом, которое в некоторых количествах подается на шину для смазывания цепи. Снижение его пропускной способности ведет к образованию слишком богатой смеси. На холостых оборотах двигателю требуется небольшое количество смеси, а в нагрузке ему нужно больше бензина и воздуха. Это как раз может стать причиной, почему бензопила глохнет при нажатии на газ.
Аналогичный эффект может оказывать и забитый топливный фильтр.
В таком случае топливо подается в меньших количества при прежнем объеме кислорода, что называют обедненной смесью. Поэтому важно следить и за его состоянием, если таковой установлен в системе.
За воспламенение топливной смеси в цилиндрах отвечает свеча зажигания — она выдает искровой разряд в нужный момент. Когда со свечой что-то не так, искра будет слишком слабой, или ее вовсе не будет. Если бензопила глохнет на холостых оборотах или в нагрузке, проблема часто именно в свече. Что с ней может быть?
Если двигатель долго не заводится, топливная смесь не сгорает в камере, а остается в жидком виде. «Заливает» в том числе и электроды свечи. В таком состоянии искрообразование невозможно — чтобы исправить, нужно выкрутить свечу и дать ей просохнуть. Но лучше сразу заменить ее на новую.
Во время работы двигателя на стенках камеры сгорания и на электроде свечи образуется нагар, который мешает нормальной работе системы зажигания. Чтобы вернуть закоксованной свече работоспособность, нужно выкрутить ее и тщательно очистить щеткой с металлической щетиной.
Для правильного искрообразования важно определенное расстояние между электродами свечи. Узнать точное значение можно в инструкции к пиле, но обычно это 0,5–0,65 мм. При необходимости кончик заземляющего электрода можно подстучать или, наоборот, отогнуть.
Свеча подключается к системе зажигания с помощью специального провода с наконечником. В него могут попасть влага или бензин, которые нарушают контакт и препятствуют нормальной работе. Чтобы это проверить, необходимо выкрутить свечу, подключить к проводу, приложить резьбой к цилиндру двигателя и несколько раз потянуть за пусковой шнур. Если искра на электроде свечи не образуется, нужно проверить соединение и тщательно его очистить.
Банальная, но распространенная причина, почему бензопила глохнет при нагрузке — заклинившая цепь. На холостом ходу сцепление разъединяет маховик ДВС и приводной шкив, так что ничего не мешает двигателю работать. Если добавить «газу», сцепление сомкнется и начнет передавать крутящий момент на цепь. Если ее движению что-то мешает, двигатель начнет глохнуть.
Зачастую это случается после регулировки цепи, если переусердствовать с натяжкой. Но нельзя исключать и другие факторы — например, что-то могло попасть в механизм и теперь мешает свободному движению. В таком случае придется проводить диагностику — снять кожух цепи и проверить целостность механизмов. Также свободный ход цепи можно проверить вручную, потянув за нее. Только не забудьте перед этим заглушить двигатель и отключить зажигание.
Если глохнет бензопила, причины могут быть в карбюраторе или его неправильной настройке. Например, по мере эксплуатации жиклеры, форсунки и каналы могут забиться различными примесями, а также мусором, который пропустил топливный фильтр. В таком случае пила сначала теряет мощность, но работает, а затем начинает плохо заводиться и периодически глохнуть. Решается проблема снятием карбюратора и полным обслуживанием — заменой прокладок и очисткой системы.
Бывает такое, что пила плохо работает на горячую — нужно поискать подсос воздуха. Он может появиться из-за высохшего манжета или застарелых сальников, а также где-то на соединениях топливных шлангов. Если после ремонта проблема не решится, стоит поискать причину в игле ускорительного насоса и проверить, нет ли там мусора, который мешает ее движению.
Это самая неприятная поломка в пиле, на решение которой придется выложить немалую сумму денег — как правило, порядка половины стоимости самой пилы. Советы здесь раздавать бесполезно — лучше сразу отнести пилу в сервисный центр.
Чтобы пила служила долго и не подвела в самый разгар сезона, нужно правильно за ней ухаживать. Например, очень важно соблюдать условия хранения инструмента. Во-первых, нельзя оставлять его во влажном месте, лучше хранить пилу в теплом и сухом помещении. Во-вторых, нужно обязательно сливать на зиму бензин и масло. В отдельных материалах мы рассказывали, как нужно «консервировать» технику, а также как правильно заводить после долгой зимовки.