Стремление США ограничить технологическое развитие Китая не является новостью, но теперь осведомлённые источники сообщают об инициативе властей Тайваня заставить Евросоюз ввести соответствующие ограничения.
В следующем месяце состоится очередная встреча представителей политического руководства США и Тайваня, на которой будет обсуждаться укрепление сотрудничества в сфере поставок полупроводниковой продукции.
Как сообщает Reuters со ссылкой на представителей дипломатических кругов Тайваня, встреча американских и тайваньских чиновников необходима для определения конкретных механизмов взаимодействия двух стран в контексте утверждённого недавно президентом США пакета законов, предусматривающих субсидирование национальной полупроводниковой отрасли. Известно, что TSMC изначально претендовала на предоставление властями США финансовой поддержки, когда вела переговоры о строительстве в Аризоне передового предприятия по контрактному производству полупроводниковой продукции, которое начнёт функционировать в 2024 году и выдавать 5-нм чипы местным заказчикам.
На днях также подтвердились планы компании GlobalWafers приступить к строительству предприятия на территории США, которое сможет выпускать кремниевые пластины, необходимые для изготовления полупроводниковых компонентов. Власти США намерены создать условия для привлечения в страну поставщиков с Тайваня, позволяющих создать полноценную экосистему для локализации производства чипов на территории страны. Именно об этом и пойдёт разговор на встрече, которая состоится в середине следующего месяца.
Попутно сообщается, что США намереваются расширить набор санкций против КНР, которые по замыслу должны предостеречь политическое руководство Поднебесной от захвата мятежного острова Тайвань. Заокеанские оппоненты хотят усилить меры, сдерживающие технологическое развитие Китая и ограничить инвестиции в экономику этой страны. При этом авторы идеи хотят добиться координации действий с европейскими партнёрами, но не доводить до провокаций со стороны КНР.
Тайваньские дипломаты намереваются добиваться синхронности действий европейских парламентариев с их американскими коллегами. По крайней мере, тайваньская сторона хочет понимать, какие действия смогут предпринять единомышленники в Евросоюзе, если Китай всё же решится на захват соседнего острова. О своих соответствующих намерениях, по замыслу тайваньских лоббистов, европейские чиновники в дальнейшем должны уведомить Китай в форме предупреждения. Но достигнуть единой позиции между европейскими странами в вопросе санкций против Китая может быть весьма проблематично. Многие страны Европы сильно зависят от китайской экономики, включая и локомотив регионального блока — Германию.
Технологический альянс США, Южной Кореи, Тайваня и Японии оказался невозможен, и дело не только в Китае
Впервые, как поясняет Financial Times, идея создания четырёхстороннего технологического альянса Южной Кореи, Тайваня и Японии во главе с США была высказана ещё год назад, но потенциальные участники до сих пор воздерживаются от вступления в это международное объединение из-за существующих между ними противоречий. Больше всего членство в альянсе может навредить Южной Корее, которая имеет тесные экономические связи с Китаем.
Хотя формально альянс «Chip 4» преследует целью создание устойчивых с точки зрения США цепочек поставок полупроводниковых компонентов, ничуть не реже в общественном пространстве обсуждается его «антикитайский характер». Во-первых, не всем потенциальным участникам понятно, зачем нужен такой альянс в контексте сдерживания технологического развития КНР, если подобные цели и так достигаются мерами экспортного контроля США. Во-вторых, зависящие от китайского рынка компании не готовы жертвовать им ради призрачных преимуществ, получаемых третьими странами. Руководство Samsung Electronics, например, на прошлой неделе подчеркнуло, что властям Южной Кореи в процессе переговоров о вступлении страны в такой альянс следует сперва достичь взаимопонимания с Китаем, и только потом договариваться с США. Конечное решение должно оказаться выгодным для обеих стран.
Южнокорейский бизнес также выражает озабоченность необходимостью технологической кооперации с зарубежными конкурентами. Например, та же Samsung вряд ли заинтересована в раскрытии своих секретов перед главным соперником в лице тайваньской компании TSMC. Опасаются корейские бизнесмены и того, что США станут предоставлять американским компаниям необоснованное преимущество. При этом корейские компании продолжают зависеть как от американских технологий, так и от китайского рынка, что делает выбор той или иной стороны затруднительным.
Южная Корея лидирует на рынке микросхем памяти, Тайвань является крупнейшим контрактным производителем интегральных микросхем и микропроцессорных компонентов, а в Японии всё ещё высоки компетенции в сфере производства литографического оборудования и материалов для выпуска полупроводниковых чипов. Участие в предлагаемом альянсе Южной Кореи и Тайваня как независимого субъекта могло бы настроить власти КНР против первой из стран, что также является причиной для беспокойства. Тайвань, в свою очередь, зависит от Китая в сфере поставок сырья для производства чипов, поэтому создавать дополнительные поводы для усиления конфликта с КНР местные власти тоже не желают. Содружество Японии и Южной Кореи сложно представить в силу исторических причин, так что формула этого альянса слишком сложна для быстрой и эффективной реализации на практике.