Предложена тактика «выживания» российской науки под санкциями

В условиях санкций нужно сохранить стабильность научных коллективов и обеспечить их критически необходимыми импортными ресурсами.

Так считает руководитель направления макроэкономического анализа и прогнозирования Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрий Белоусов. Материалы к его лекции «Научно-технологический суверенитет: какие внутренние ограничения надо преодолеть?» опубликованы на сайте центра.

Он уверен, что в ближайшие три года нужно уделять основное внимание импортозамещению и технологической модернизации. Также Белоусов называет главной задачей выживание научных организаций. Этого можно добиться, например, с помощью индексации зарплат и предоставления гарантии по государственным заданиям. Описывая тактику существования российской науки под санкциями, Белоусов также указал на важность выстраивания эффективной кооперации с бизнесом.

Экономит в своей лекции отметил и низкую эффективность затрат на научные разработки. Если финансирование научно-исследовательских работ останется на нынешнем уровне, то это приведет к уменьшению численности исследователей на 30-40 процентов с последующей потерей компетенций и потенциала развития, отмечает Белоусов.

Сочетание жестких санкций, контрсанкций и стремления почти к полному импортозамещению создает сильный шок для человеческого капитала в России, который вынужден адаптироваться под закрытую «экономику вчерашнего дня» вместо рыночной, заявил ранее директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон.

Между тем, глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин заявил, что спад ВВП в 2022 году составит 2,9-3,3 процента. Соответствующую оценку он дал в интервью RT.

«Тот беспрецедентный санкционный режим, который был введен в отношении России, конечно, сказывается на нашей экономике, и первоначально прогнозировалось, что ВВП упадет более чем на 7 процентов. Тем не менее сейчас, я думаю, падение составит лишь около 2,9-3,3 процента», — пояснил Кудрин.

По его словам, нужно понимать, что частью нагрузка по снижению ВВП придется на следующий год — по прогнозам Минэкономразвития, дополнительно экономика сократится на 0,8 процента. «Это реалистичная оценка. Однако могут быть и более сложные сценарии с учетом возможных ограничений в отношении продаж российской нефти или введения потолка цен на наши энергоносители», — подчеркнул Кудрин.

Глава Центрального банка Эльвира Набиуллина, в свою очередь, 10 ноября заявила, что считает неблагодарным занятием оценивание пределов падения российской экономики и сроков ее выхода на траекторию роста. Глава регулятора подчеркнула, что ситуация в мире в последнее время обостряется. По ее словам, ответом на любое ухудшение должны стать внутренние перемены, ускорение структурной трансформации.

Российский рынокРынок электроникиСанкции
Comments (0)
Add Comment