Лукашенко официально разрешил воровать «недружественные» ПО, музыку и фильмы. Госдума готовится

В Белоруссии на уровне закона легализовано использование пиратского контента из «недружественных стран». Подписанный Александром Лукашенко документ позволяет использовать нелицензионные копии ПО, фильмов, музыкальных композиций и пр. Россия тоже рассматривает такую возможность – дебаты по поводу легализации иностранного нелегального контента идут с марта 2022 г., но конкретных решений пока не принято.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал закон, фактически легализующий использование пиратского ПО и контента из «недружественных стран», пишет портал TorrentFreak. Белоруссию частично задели санкции, направленные на Россию – в стране прекратили работу некоторые иностранные компании, в том числе разработчики программного обеспечения.

По данным TorrentFreak, подписанный Александром Лукашенко документ снимает ответственность за использование пиратского софта, а также прослушивание нелицензионной музыки и просмотр фильмов и записей телешоу, копии которых были предоставлены отнюдь не правообладателем. Новый закон был принят Палатой представителей 20 декабря 2022 г. Совет Республики одобрил его днем позже, а подпись главы государства появилась под ним 3 января 2023 г.

Итоговое название документа – закон «Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности». Он направлен на правообладателей или лицензирующих организаций по коллективному управлению, представляющих нескольких владельцев интеллектуальной собственности.

Документ вступит в силу в течение ближайших нескольких дней. Действие закона прекратится 31 декабря 2024 г.

Положения нового закона Белоруссии начнут работать, если иностранные правообладатели не дадут разрешение или прямым текстом запретят использование их собственности на территории Белоруссии. В этом случае контент все равно получит распространение в стране, только его владельцев об этом никто спрашивать не станет.

Действие закона распространяется на компьютерные программы, а также аудиовизуальные произведения. Под это определение подпадают фильмы, музыка и телепередачи. В документе говорится, что закон касается еще и кинопроката, киноорганизаций и вещательных компаний. Помимо этого, его действие затрагивает премьеры фильмов и прямые эфиры телеканалов.

Новый закон не предполагает, что правообладатели, запретившие распространение своей интеллектуальной собственности в Белоруссии, не получат ни рубля. В документе говорится о перечислении денег за использование их контента на специальные счета, где они будут храниться в течение трех лет с даты зачисления.

В течение этого срока правообладатель вправе запросить у властей Белоруссии причитающиеся ему гонорары. Если они этого не сделают, все деньги будут переданы в бюджет страны.

Получить всю запрошенную сумму правообладатели, тем не менее, не смогут. Вывод средств с белорусских счетов будет сопровождаться комиссией в размере до 20% указанной суммы.

Положения белорусского закона о пиратском контенте, в частности, о перечислении денег за его использование на специальные счета с возможным их изъятием в пользу государства очень схожи с идеями, озвученными российскими властями в октябре 2022 г. CNews писал, что зампред комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов выступил с инициативой по созданию в России отдельной госструктуры для накопления пиратского контента с последующей его перепродажей гражданам России. Он утверждает, что такая схема позволит не только бороться с дискриминацией россиян со стороны правообладателей, но и повысить доходы бюджета.

Схема в данном случае следующая. Некая госструктура аккумулирует пиратский контент, будь то софт, музыка, фильмы и пр., а россияне получают возможность приобрести его за деньги. В этом плане они остаются чисты перед УК РФ и КоАП, а государство получит дополнительные поступления в бюджет.

Месяц спустя глава Ассоциации параллельного импорта и заместитель председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов озвучил свое предложение по работе с пиратским контентом в России. Его идея заключалась в создании реестра недружественных правообладателей, которые поддержали санкции. В перечень предлагалось добавлять иностранные киностудии, издательства и разработчиков софта. На продукты таких компаний выдавались бы принудительные лицензии.

На момент публикации материала ни одна из этих идей в реализована не была. Российские власти обсуждают возможность легализации пиратского иностранного контента с марта 2022 г. Но дело с мертвой точки пока не движется.

В Госдуме продолжают разрабатывать законопроект о введении принудительных лицензий зарубежных фильмов. Это позволит российским кинотеатрам легально показывать новые зарубежные блокбастеры. О работе депутатов в своем Telegram-канале сообщил замглавы комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.

Он добавил, что вскоре кинотеатры смогут «не заниматься полулегальной практикой »предсеансного обслуживания»».

Парламентарий заметил, что сейчас в российском кинопрокате сложилась ситуация «Чебурашка против Аватара», и вскоре после новогодних премьер представители кинотеатров снова начнут выживать.

«Первые попытки внести подобный законопроект на рассмотрение Госдумы были еще в прошлом году, но вызвали критику отрасли, – напомнил Горелкин. –Эксперты, прежде всего, видели риск для российских онлайн-кинотеатров. Думаю, при новом подходе эти опасения будут учтены, и принудительное лицензирование распространится только на кинопрокат».

В августе 2022 года депутат Госдумы Дмитрий Кузнецов предложил принять законопроект о принудительном лицензировании иностранных объектов авторского и смежного права.

В документе предлагалось поменять ч. 4 Гражданского кодекса и внести в него положение о принудительных лицензиях, которые уже используются в отношении изобретений, полезных моделей или промышленных образцов. Механизм, полагали авторы, можно применить и к «кинопроизведениям, компьютерным программам, музыкальным коллекциям, литературным и другим произведениям». Речь в законопроекте шла лишь о продукции правообладателей из «недружественных стран» (сейчас в этом списке 48 государств)

Предполагалось, что решение о лицензировании должен принимать суд. Расплачиваться с правообладателями из недружественных стран собирались через рублевый спецсчет «О», введенный президентом России в мае 2022 г.

Предложение поддержала Ассоциация владельцев кинотеатров, но другие представители индустрии заметили, что это лишь подтолкнет правообладателей, которые еще работают с россиянами, к разрыву отношений. В частности, негативно к инициативе Кузнецова отнеслась Ассоциация «Интернет-видео», которая объединяет ivi, Okko, Start и другие онлайн-платформы.

Так, представители онлайн-кинотеатров предупреждали, что деятельность российских сервисов на иностранных устройствах и платформах iOS, Android может быть приостановлена. То же касается телевизоров с функцией Smart TV, контент на которых сейчас смотрит до 90% пользователей отечественных видеосервисов. Представители онлайн-платформ подсчитали, что потеряют десятки млрд руб. в случае введения закона о принудительных лицензиях.

В беседе с CNews Евгений Дедков, управляющий партнер коллегии адвокатов «Дедков и партнеры» возразил, что онлайн-кинотеатры должны быть так же заинтересованы в принудительном лицензировании, как и традиционные кинотеатры.

«Имелась в виду ситуация, когда выдача принудительной лицензии подрывает монополию на показ фильма онлайн-кинотеатров, если у него сохраняется обычная лицензия от правообладателя, – объяснил эксперт. – Однако эта ситуация является умозрительной, поскольку в связи с уходом с российского рынка голливудских студий легального контента лишились не только офлайн, но и онлайн-кинотеатры».

Представители Минцифры также раскритиковали документ, заявив, что он требует масштабной доработки.

В беседе с CNews директор Института исследований интернета Карен Казарян отмечал, что введение закона обернется массовыми исками зарубежных правообладателей, у которых не спросят разрешение на распространение контента.

В ноябре 2022 г. в Совете Федерации обсуждалась идея создания единого «пиратского» реестра «недружественных» правообладателей, в который можно внести компании, которые поддержали санкции и перестали работать с россиянами. В список предложили включить как иностранные киностудии с издательствами, так и разработчиков программного обеспечения. С инициативой выступил руководитель Ассоциации параллельного импорта и заместитель председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов.

Для ведения списка предлагалось создать новую должность уполномоченного при президенте по интеллектуальным правам «с контрсанкционными полномочиями». Этот человек должен был получить право обращаться за принудительным лицензированием контента, недоступного в России.

После начала военной спецоперации России на Украине лицензирование своих проектов в стране остановили крупнейшие мировые кинокомпании Warner Bros., Disney, Sony, Paramount и Universal Pictures. Прокатные сборы российских кинотеатров в 2022 г. рухнули на 50–70%, а убытки отрасли составили около 4,5 млрд руб. Такие цифры приводятся в письме, направленном главой комитета Совфеда Андреем Кутеповым помощнику президента России Максиму Орешкину.

В тексте письма в качестве выхода из ситуации также упоминался механизм введения принудительных лицензий.

МультимедиаРоссийский рынокСанкции
Comments (0)
Add Comment