Лето – пора ремонта. Обновляются и капитально ремонтируются не только дачи, квартиры и целые жилые дома, но и учреждения. Если в личных апартаментах выбор освещения зависит лишь от предпочтений владельца и бюджета на работы и материалы, то к светильникам для учебных заведений предъявляются строгие требования. Какие устройства подойдут для школы или университета, а какие лучше не использовать в классах и аудиториях, попытаемся разобраться в статье.
Страшный зверь СанПиН
Основной документ, которым руководствуются в глобальных вопросах, таких как выбор участка для строительства, а также в менее общих, как организация освещения – это СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации процесса обучения в общеобразовательных заведениях». Аббревиатура расшифровывается как «санитарные правила и нормы». Документ утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года и начал действовать с 1 сентября 2011 года. Кроме того, существует СанПиН2 2.2.1-2.1.1.1278.03 «Гигиенические и санитарные требования к искусственному, естественному и комбинированному освещению жилых/общественных зданий»; а также ряд официальных писем, строительных правил, изменений и других нормативов.
Требования к освещению учебных заведений
Освещение учебных заведений, как и любых других объектов, делится на естественное и искусственное. Первое создается при помощи солнечного света, второе – осветительных приборов.
Во всех учебных помещениях организуется естественное освещение. Исключение составляют душевые и туалетные комнаты, хранилища инвентаря и книг, венткамеры и другие технические и подсобные помещения. Правила предписывают рационально использовать солнечный свет: не затенять окна растениями, не использовать темные шторы, а также своевременно очищать стекла.
В образовательных учреждениях используются потолочные осветительные приборы с белым, тепло-белым и естественно-белым свечением. Согласно внесенным в СанПиН изменениям, допускается применение светильников, оборудованных опаловыми рассеивателями, с люминесцентными или светодиодными источниками света. При этом, люминесцентные модели должны быть укомплектованы электронным пускорегулирующими аппаратами, обеспечивающими коэффициент пульсаций светового потока менее 5%. Кроме того, нужно учитывать, что в помещении нельзя одновременно эксплуатировать устройства с лампами разного типа.
VARTON
Артикул: V1-E0-00070-01000-2003639
5 621,56 руб.
Philips (Signify)
Артикул: 911401714952
цена по запросу
VARTON
Артикул: V1-E0-00270-60000-2001839
7 720 руб.
Световые Технологии
Артикул: 1166000010
7 382,24 руб.
VARTON
Артикул: V1-E0-00270-01000-2003639
цена по запросу
При выборе и установке люминесцентных приборов следует учитывать, что постановление правительства от 28 августа 2015 г. N 898 запрещает приобретать следующие источники света для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
- двухцокольные люминесцентные лампы G13 26 – 38 мм в диаметре с галофосфатом кальция, индекс цветопередачи которых составляет менее 80;
- дуговые ртутные люминесцентные лампы;
- люминесцентные источники света со встроенными ПРА.
Постановление допускает использование перечисленных ламп только если освещение с требуемыми параметрами не может быть обеспечено при помощи аналогов.
Нормы освещенности образовательных учреждений
Освещенностью называют световую величину, показывающую отношение светового потока, падающего на поверхность к ее площади. Чем этот показатель выше, тем лучше видно освещаемые поверхности. Параметр может быть рассчитан, исходя из характеристик светильника и габаритов освещаемых предметов. Для измерения освещенности используется люксметры.
Для различных помещений образовательных учреждений приняты свои нормы освещенности. Так, наименьшие значения, 100 и 150 лк, фиксируются в детсадовских спальнях и школьных рекреациях, а наибольшие, 400 и 500 лк – в групповых и игровых комнатах, музыкальных и гимнастических залах, лаборантских, лабораториях и учебных кабинетах.
Светодиодные светильники для учебных заведений
Светодиодными называют осветительные приборы на основе полупроводниковых светящихся элементов, отличающихся малым потреблением электроэнергии и длительным сроком службы. LED-технология позволяет создавать светодиоды с заданными характеристиками: цветом свечения, индексом цветопередачи и другими параметрами.
Для учебных заведений подходят устройства, которые:
- имеют условный защитный угол 90 градусов и более;
- обладают габаритной яркостью, не превышающей 5000 кд/кв. м;
- укомплектованы светящимися элементами мощностью менее 0,3 Вт;
- имеют неравномерность яркости выходного отверстия Lmax:Lmin не более 5 к 1;
- выполнены на базе белых светодиодов, цветовая температура которых не превышает 4000 кельвинов.
Организация освещения в учебных заведениях строго регламентирована, а выбор устройств ограничен. Чтобы разработать и реализовать проект, способный выдержать все проверки соответствующих организаций, следует максимально точно придерживаться обязательных норм и, если есть возможность, учитывать требования документов рекомендательного характера.