::: [email protected]
::: [email protected]
::: [email protected]
После вопроса Путину в образе Путина власти решили зарегулировать разработку ИИ
Правительство внесло в Госдуму законопроект, который обяжет разработчиков ИИ, действующих в экспериментальном правовом режиме (ЭПР), страховать ответственность за возможный вред жизни, здоровью или имуществу от применения технологии.
Как сообщил «Коммерсантъ», существенным нововведением участники рынка также считают предлагаемое сокращение сроков рассмотрения заявок на участие в ЭПР: оно, по их мнению, приведет к снижению вовлеченности бизнеса в обсуждение проектов.
Законопроект правительства, изменяющий ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ», внесен в Госдуму 15 декабря. Законопроект был разработан Минэкономики, о его подготовке 7 декабря сообщало РБК.
Закон об ЭПР, позволяющий создавать так называемые цифровые песочницы для апробации технологий, которые пока существуют вне правового поля, действует с 2021 года. Он позволяет компаниям тестировать технологии (ИИ, блокчейн, большие данные и т. д.), соблюдая существующее законодательство с рядом исключений на определенное время. Заявка на участие в ЭПР подается в Минэкономики, которое должно учитывать отзыв центра компетенций, в который входят представители бизнеса. В реестре ЭПР Минэкономики сейчас 12 действующих режимов, в четырех из них заявлен ИИ — в том числе у ООО «Яндекс.Испытания» и ООО «Сбер Автомотив Технологии».
Среди изменений в закон о цифровых ЭПР, предлагаемых правительством,— страхование ответственности разработчиков за негативные последствия применения технологий: причинение вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо юрлица. В случае, если такие последствия наступили, анализировать ситуацию будет комиссия с участием регуляторов, участников ЭПР, предпринимательского и экспертного сообщества.
В числе нововведений — требование о ведении субъектами ЭПР (юрлицами, госорганами, в том числе региональными) реестра лиц, вступивших с ним в правовые отношения в рамках ЭПР.
Предлагается также сократить срок рассмотрения заявок на участие в ЭПР исполнительным органом власти с 25 до 10 рабочих дней.
«Страхование ответственности повысит издержки и потребует более качественной подготовки программы ЭПР»,— отмечает управляющий партнер Национального центра интеллектуального капитала Максим Дышлюк.
Предложенный порядок рассмотрения случаев причинения вреда направлен на скорейшее возмещение вреда пострадавшим, но не на всестороннее выяснение обстоятельств, считает эксперт. Вероятно, предполагает он, компании-разработчики зачастую будут пытаться обжаловать заключения комиссии в суде. Такая возможность закреплена в поправках.
В АНО «Цифровая экономика» (в число учредителей входят «Яндекс», «Сбер», VK и др.), Ассоциации больших данных, а также «Яндексе» не стали комментировать инициативу правительства.
Источник “Ъ”, знакомый с ходом разработки инициативы, говорит, что бизнес-сообщество направляло в Минэкономики отзыв на нее, который не был учтен.
«Опасения бизнеса касались, в частности, сокращения практически в два раза минимальных сроков установления ЭПР. Дело в том, что за десять дней бизнес, который входит в центры компетенций, может не успеть подготовить заключения, в результате его позиция не будет учитываться Минэкономики при принятии решения о запуске ЭПР. А судя по сложившейся практике, при рассмотрении заявок без позиции бизнеса большая их часть отклоняется»,— говорит собеседник “Ъ”. Как говорит собеседник “Ъ”, близкий к одной из крупных IT-компаний, бизнес предлагал также к 2025 году предусмотреть возможность внесения проектов в Минэкономики только через организацию предпринимательского сообщества, но это предложение также не было учтено.
В Минэкономики “Ъ” не уточнили, будут ли при рассмотрении заявок учитывать позицию бизнеса. В сообщении министерства, поступившем в “Ъ”, приводятся слова главы Минэкономики о том, что сокращение сроков «поможет существенно ускорить процесс на определенных этапах».
Ранее, 14 декабря в ходе прямой линии с В.В. Путиным ему был задан видеовопрос про развитие нейросетей и ИИ. При этом студент СПбГУ задал его в образе и голосом самого Путина, сгенерированными нейросетью.